Было время, когда грузы по Волге перевозились на больших весельных лодках или на парусных судах. Долго, бывало, сидели с грузом выжидая попутного ветра. Потом грузовые суда тащили люди. Наверно, вы знаете картину Репина "Бурлаки". На лямках, налегая на них всей грудью, тащили они тяжело нагруженные суда. Целые семьи кормились этим тяжелым трудом. Помните у Некрасова:
"Выдь на Волгу... Чей стон раздается Над великою русскою рекой? Этот стон у нас песнью зовется... То бурлаки идут бечевой".
Потом людей сменила неуклюжая конная машина. Караван грузовых судов, с помощью коноводки, делал 20-30 верст в сутки. Заменили коноводку паровой тягой (кабестанная машина), но и это оказалось делом не скорым и не спорым.
Первый пароход на Волге появился в 1818 году, спустя 11 лет после изобретения его Фултоном. А в 1842 году было основано и первое общество пароходства на Волге. Сначала общество настроило грузовые суда, а потом уже пустило и легкие пассажирские пароходы. Нынешние пароходы американского типа появились впервые только в 1872 году.
Большинство волжских судов строится теперь на волжских же заводах и верфях. Особенно много выпускает их громадный Сормовский завод, выше Нижнего Новгорода. Есть судостроительные заводы и на Каме, и на Оке.
Движение грузовых и пассажирских судов, а также пароходов, регулируется целым рядом правил, как и движение трамваев, легковых и ломовых извозчиков по улицам большого города. Так как на Волге есть мели и другие опасные места, то на таких местах расставлены предостерегающие знаки.
Есть на Волге и особое речное управление. Оно сообщает судам сведения о глубинах на перекатах. Оно заботится об углублении фарватера, об укреплении берегов. Большим грузовым судам приходится иногда на мелях "паузиться", т. е. перегружать товар на более мелкие суда. Есть на Волге еще водомерные станции. На них следят за повышением и понижением уровня воды в Волге.
Речное управление сообщает и о начале, и конце навигации. Перед зимой суда становятся в так называемые "затоны" - заливы, образованные самой Волгой в берегах. В этих затонах суда выжидают, пока тронется и пройдет лед по Волге. Тут им безопасно.
Пустыни
Ландшафт пустынь гол и каменист, древесная растительность скудна, поскольку в таких условиях выживают лишь самые неприхотливые растения. Любым растениям для жизни нужна вода, и они стараются удержать ее как можно больше.
Речная жизнь
Реки несут с собой совсем небольшую долю той воды, какая есть на нашей планете, но они очень важны для обитающих в этих местах животных. У истоков, обычно находящихся в горах, течение быстрое, и растения не в состоянии пустить корни в речное русло.